Олеся Артасова
Пишу тексты, за которые не стыдно!
19.02.2017

Эксперт и копирайтер: враги или друзья?

«Нужны тексты на медицинский сайт. Ищу копирайтера - практикующего врача. Соискатели без высшего медицинского образования — сразу в бан! Буду проверять диплом».

Наверняка видели подобные объявления на fl.ru и разных порталах с вакансиями. Владельцы и администраторы как коммерческих, так и информационных сайтов все чаще ищут не просто копирайтеров, которые будут писать тексты на страницы услуг, статьи в блог или новости, а именно профильных специалистов, экспертов — медика, сантехника, автослесаря… Неужели нас, простых копирайтеров без ценной сопутствующей профессии, пора списывать в утиль?

Все вроде бы логично. Поисковые системы постоянно настаивают на необходимости создания полезного контента, а рекламщики твердят, что «6 из 10 человек выбирают товары по рекомендации эксперта». Да и сайт выглядит как-то солиднее, когда на нем не просто висят тексты от безымянного или даже именитого копирайтера, а всплывает увесистая плашка «Зинаида Петровна, специалист в такой-то области с 10-летним стажем».

Но все не так однозначно.

Всегда ли написанный экспертом текст = хороший текст?

Казалось бы, кто может лучше написать о замене ремня ГРМ, чем специалист автомастерской, который сто раз выполнял эту процедуру? Да, он действительно изучил тему «от и до». Он даст полезный совет, приведет примеры из практики, расскажет о «подводных камнях». Но даже самое хорошее содержание может быть убито плохой формой.

Далеко не каждый человек, каким бы классным специалистом в своей сфере он не был, умеет хорошо писать. И речь не только о грамотности, но и о множестве других аспектов, начиная с соблюдения особенностей выбранного типа текста и заканчивая единообразным оформлением списков. Страницу, которая плохо написана и плохо оформлена, не будут читать, какой бы полезной она не была.

В курсе ли «практикующий врач» о требованиях Яндекса к текстам? Знает ли он заветы информационного стиля, так полюбившегося в последнее время сайтовладельцам? Не забудет ли он про «call to action» на странице услуги и не напишет ли «портянку» вместо полезной статьи на инфосайт?

Еще один момент. Подумайте, а есть ли резон писать тексты отличному специалисту в любой сфере с бесценным практическим опытом? Жизнь показывает, что действительно классный врач, программист, бухгалтер, ученый и кто угодно еще без проблем зарабатывает на жизнь своей основной профессией и не сильно заинтересован в корпении над текстами пусть и по приличной для копирайтера ставке, а не за 10 руб./1000 с.б.п. Тем более, не имея опыта и склонности к писательству, даже материал по изученной вдоль и поперек теме придется писать очень долго. Овчинка выделки явно не стоит.

А если нанимать человека с дипломом врача или юриста, который ни дня не проработал по специальности в силу своей профнепригодности или трудится в заштатной конторе над выполнением типовых задач, то какой из него эксперт? Чем его текст будет отличаться от текста копирайтера с любой другой профессией? Прочитать учебник и изучить статьи по теме может каждый.

Получается, экспертное мнение не нужно?

Мнение профильного специалиста — крайне важная и нужная вещь для любого сайта. Но не стоит думать, что «эксперт» – это замена копирайтеру, искать «практикующего врача», который напишет тексты на сайт клиники или информационный портал по медицине. Никто же не будет выгонять ведущего из студии телепередачи, если туда придет эксперт. И в газетах статьи пишутся журналистами, а экспертное мнение присутствует лишь в качестве дополнения к основному материалу (если не считать авторских колонок, разумеется).

Копирайтер и эксперт должны работать в паре. Вариантов их симбиоза море, например:

  • копирайтер пишет материал, профильный специалист проверяет его на наличие фактических ошибок;
  • специалист пишет текст, копирайтер редактирует и «причесывает» его;
  • специалист набрасывает тезисный план, копирайтер пишет на его основе текст;
  • копирайтер составляет материал и включает в него вставки с мнением эксперта и т. д.

Выступать в качестве экспертов могут как сотрудники компании, которой принадлежит сайт, так и привлеченные специалисты. Дать короткий комментарий или проверить готовый текст – не корпеть над статьей три дня подряд. На это найдет время даже самый именитый и занятой специалист (кто-то за деньги, кто-то из любви к профессии или желания получить упоминание о себе в Интернете).

Каждый должен заниматься своим делом. Так что копирайтеру — копирайтерово, а эксперту — экспертово.