Олеся Артасова
Пишу тексты, за которые не стыдно!
01.02.2017

Как оценивать свой труд копирайтеру: за 1000 символов или за текст?

Как бы копирайтер не любил свою работу, сыт ею он не будет. Чтобы было, что покушать, бесценные плоды писательских трудов приходится переводить в малопоэтичные, зато представляющие материальную ценность дензнаки. И тут встает вопрос: а как считать? Не мудрствуя лукаво определять сумму по количеству символов с пробелами или без? Или же выставлять счет на текст целиком вне зависимости от его объема, но с учетом типа, тематики, сложности? Попробуем разобраться.

Откуда же взялась проблема?

На первый взгляд, вопрос о способе расчета копирайтерского гонорара не стоит выеденного яйца. Зачем об этом думать – считай себе, как привык, и не парься.

Но дело в том, что как среди копирайтеров, так и среди заказчиков распространено мнение, что расчет оплаты по количеству символов - признак либо непрофессионализма, либо неуважения к себе. Мол, это все равно, что оценивать тексты, как картошку или морковку в магазине – килограммами. Или как какую-нибудь сдельную неквалифицированную работу, вроде сборки ручек или склейки конвертов. Текст же – это законченный продукт интеллектуального труда, который нужно рассматривать исключительно целиком.

Размер не имеет значения… А что имеет?

Хорошо, решили, что мы профи и будем оценивать свое копирайтерское творчество потекстово, а не посимвольно или пословно. Но какой-то критерий для определения стоимости текста все равно нужен.

Возьмем, к примеру, тип теста. Вроде неплохое мерило: за лэндинг я беру 5000 рублей, за главную - 1000, за внутреннюю – 500, за пост в соцсети – 300… Но, согласитесь, двух одинаковых текстов нет и не может быть: над одной главной страницей придется корпеть двое суток, а вторая напишется за полчаса. Значит, нужно подключать дополнительные критерии оценки.

Тематика? Тоже неплохой вариант. За темы, в которых разбираемся хорошо, берем меньше. За те, где приходится перед написанием текста долго вникать в материал - больше. Или наоборот: позиционируем себя в качестве эксперта в той или иной области и пишем относящиеся к ней тексты за кругленькую сумму, а для других тем используем более демократический ценник. Но и этого тоже мало.

Может быть, сложность? Критерий необъективный и потому спорный. Заранее оценить, насколько трудно и долго придется выполнять задачу, не всегда возможно даже при наличии подробного ТЗ. Особенно, если тематика новая. Не раз сталкивалась с такой проблемой – вроде на первый взгляд кажется, что напишешь текст быстро и без проблем, а как копнешь поглубже, выясняется – информации в Интернете кот наплакал, и один ее сбор занимает полдня.

Хорошо изучить ТЗ, проанализировать свои трудозатраты и только потом выставлять ценник – решение, конечно, правильное. Но каждый ли заказчик согласиться ждать пару дней, пока вы только оцените стоимость труда? Не подумает ли он, что у такого копирайтера-слоупока написание текста затянется на пару месяцев и не решит ли перестраховаться, обратившись к кому-то более оперативному?

Да и как вообще объяснить заказчику понятие «сложность»? Тем более, если вы уже писали для него текст той же тематики, того же объема, но по меньшей цене. Кто-то, безусловно, оплатит выставленный счет, но многим захочется поиграть в Почемучку, и вам придется потратить немало времени, разжевывая, чем этот текст сложнее предыдущего.

И все-таки: как оценивать?

Мое мнение: универсального подхода к оценке копирайтерского труда нет. Я каждый раз решаю этот вопрос индивидуально и не считаю, что способ расчета с заказчиком как-то характеризует профессионализм или самооценку специалиста.

Для тривиальных рутинных задач вроде рерайта с одного источника или SEO-текстов без «продающей» составляющей вполне применима оценка по объему.

Типовые тексты с предсказуемым объемом и легко планируемыми трудозатратами – новости, ежедневные посты в соцсети, однотипные информационные статьи и т. д. – можно оценивать поштучно.

А вот ценник для более серьезных задач, где просто написать грамотный, уникальный и интересный текст не достаточно, а нужно придумать завлекающие «фишки», вписать контент в определенную идею и «подружить» со сложным дизайном (лэндингов, рассылок, посадочных  страниц и т. д.), я выставляю индивидуально, ориентируясь не только на объем, но и на тематику, полноту предоставленной клиентом информации, планируемые временные и трудовые затраты и другие факторы.

Вот так я оцениваю свой труд. А если кто-то делает по-другому – всегда буду рада узнать об этом в комментариях или личном общении wink